Тибетские дневники: На поезде по крыше мира

Тибетские

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

дневники: На поезде по крыше мира

Олег Кирьянов, Москва - Пекин - Лхаса


В одной точке этот поезд штурмует и в итоге одолевает перевал высотой 5072 метра, что, кстати, выше нашего знаменитого Казбека, почти половину своего двухтысячикилометрового пути состав идет на высоте более четырех километров над уровнем моря, по легкой головной боли и некоторой затрудненности дыхания здесь сразу же чувствуется нехватка кислорода, в вагонах этого удивительного поезда над каждым местом есть специальные разъемы для подачи кислорода, взятые с обычной высоты герметичные пакеты с едой могут начать подозрительно раздуваться, поздно вечером накануне начала высокогорного отрезка пути вас обязательно заставят заполнить форму, где подтвердите, что не имеете приступов шизофрении, у вас нет серьезной болезни и вы вообще спокойно переносите высоту свыше трех километров – даже если не уверены в этом... Таковы реалии этого удивительного маршрута, самой высокогорной железной дороги мира, которая соединила два очень колоритных, очень разных и незабываемых города – столицу Китая Пекин и главный город Тибета Лхасу.

Когда было принято решение ехать в Тибет, то вопрос, как туда добираться из китайской столицы, практически не обсуждался. И так было ясно, что упустить путешествие по самой высокогорной железной дороге мира никак нельзя.

Вагоны этого поезда на удивление оказались комфортабельными и удобными – просторные купе с телевизором над каждым местом, вагоном-рестораном и прочими удобствами. Это самый удобный, но, судя по обилию китайцев, отнюдь не недоступный для местных граждан вариант. В составе есть и аналоги нашего плацкартного варианта, где на каждой стенке не две, а три полки для лежачих месте.

Конечно, не обошлось без определенных шероховатостей. В первую очередь это касалось обслуживания в вагон-ресторане, где казалось, что, придя туда, ты становишься уже чем-то обязан официанткам. Правда к чести обслуживающего персонала следует отметить, что они ничуть не позарились на оставленный одним иностранцем кошелек с весьма солидной суммой денег, а вернули его хозяину, прочитав в качестве назидания лекцию о том, «надо быть внимательнее и не раскрывать рот». В общем, в целом путешествие на поезде в Тибет осталось весьма позитивным.

Так или иначе, любые возможные мелкие проблемы были сглажены незабываемыми впечатлениями от разворачивавшихся в течение двух суток пути за окном пейзажей. Путешествие по железной дороге по маршруту Пекин – Лхаса – это прекрасный шанс убедиться в том, насколько многолик и разнообразен Китай.

Начав свой путь с громадного Западного вокзала столицы Поднебесной, который, впрочем, является, по местным меркам, достаточно скромным, вы проедете по промышленным районам Китая, а затем попадете в очень бедные провинции – Ганьсу и Цинхай. По мере удаления от столицы и продвижения на запад среди попутчиков все чаще начнут мелькать не очень типичные для стандартных китайцев лица – это представители многочисленных малых народностей КНР.

Такое же разнообразие встречается в плане культуры и религии. Довелось проехать по достаточно протяженному району, в котором безошибочно преобладало мусульманское население: в каждом населенном пункте обязательно была мечеть с минаретами, которая своим новым видом и свежей краской сильно контрастировала с несколько обшарпанным видом остальных зданий. Мужчины в этих местах были с достаточно солидными бородами, одеты в белые одежды и имели характерные головные уборы – прямо как местные старейшины в фильме «Белое солнце пустыни».

Ну а затем утром, после ночного броска, когда локомотив отчаянно штурмовал один перевал за другим, «нарезая» круги по обвивающему горы серпантину железной дороги, начинаются незабываемые пейзажи высокогорной части. Это его величество Тибет, где полотно железной дороги бежит в окружении изумительных белоснежных гор, выходя затем к крайне нетипичным для «обычного» Китая просторам Тибетского плато. Горы, не теряя своего величия, постепенно отодвигаются к горизонту, до которого простирается бескрайняя степь, где людей видно очень редко, а местные яки с любопытством и в то же время достаточно меланхолично разглядывают проносящегося мимо железного собрата, от которого даже не думают убегать.

Ну а в конце пути ждет встреча с, возможно, самым удивительным городом на планете – «городом богов», «священным местом», «городом солнца» - таковы неофициальные названия столицы Тибета Лхасы. И этот момент запоминается навсегда, потому что взору предстает уносящийся на многометровую высоту на фоне ослепительно-белых гор и голубого неба трапециевидный фронтон фантастического дворца Потала, где когда-то жили Далай-ламы. От него очень трудно отвести взор и начинаешь понимать, почему паломники так стремятся побывать здесь, прикоснуться к частичке незабываемого и священного. Хотя бы ради этого чувства вам обязательно захочется снова проехать по этой уникальной железной дороге, выше которой, как говорят здесь, «только небо».