Комундо и Пэкто: симфония в камне и арена столкновений имперских амбиций

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Олег Кирьянов, Сеул – Комундо, Пэкто


Среди островов Южной Кореи, которых насчитывается несколько тысяч, группа островов Комундо и расположенный чуть подальше от него архипелаг Пэкто являются одним из самых популярных туристических маршрутов не только для самих корейцев, но и для иностранцев. Путь до них не близок, но две группы островов позволяют совместить две разных направления туризма – исторический и природный.

Архипелаг Комундо ассоциируется в первую очередь с одним громким историческим эпизодом конца XIX века, в котором косвенно участвовала и Россия, тогда как Пэкто – это потрясающие по своей красоте морские скалы, своего рода симфония в камне.


Архипелаг Комундо – место столкновения амбиций империй

Общие сведения

Комундо представляет собой архипелаг, состоящий из трех более-менее крупных островов (Содо, Кодо и Тондо) и нескольких небольших скал вокруг. Расположен он на самом юге страны - между материковой частью Южной Кореи и большим субтропическим островом Чечуждо. Добраться до Комундо можно только на пароме. Ближайшая точка материка – в 60 км, но в реальности чаще всего до Комундо добираются на быстроходном пассажирского судне из порта Ёсу, что в 114 км от архипелага. За скорость поездки – от Ёсу всего лишь два часа и то только потому, что паром по пути заходит еще в несколько небольших островов – приходится платить невозможностью насладиться романтикой морского путешествия, так как выход на палубу во время движения запрещен.

Три главных острова архипелага расположены разорванным кругом, образуя посередине океана защищенную бухту. С запада вытянутым полукругом идет Содо, с востока – Тондо и на юго-востоке, но ближе к Содо расположен Кодо. Кодо и Содо с 1991 года соединены 250-метровым мостом Самхогё, сообщение этих двух островов с Тондо возможно только морским транспортом. Острова очень небольшие. Длина дороги самого протяженного из них – Содо - составляет менее десятка километров, так что пеший способ передвижения вполне приемлем.

Инцидент на острове Комундо

Как уже было сказано, свою известность Комундо приобрел во многом благодаря одному историческому событию, который в учебниках истории так и именуется как «инцидент на острове Комундо». В конце XIX века мировые державы вели ожесточенную – где-то отрытую, с применением пушек, где-то скрытую, при помощи дипломатии и прочих менее кровопролитных способов – борьбу за расширение сфер своего влияния. Две империи – Россия и Великобритания – были одними из главных конкурентов в этом регионе. 15 апреля 1885 году английская эскадра, состоявшая из шести военных и двух транспортных кораблей, безо всякого разрешения со стороны корейского правительства высадила своей десант на Комундо и создала на острове Кодо архипелага военно-морскую базу. Предлогом для таких действий была необходимость «предотвратить захват Корейского полуострова Российской империей». На многих международных картах, кстати, до сих пор можно найти английское название Комундо – Порт Гамильтон. Корейское руководство направило на остров свою делегацию, Великобритании был «выражен решительный протест», но те и не думали уходить. Правда военно-морская база Англии просуществовала сравнительно недолго. Действия Великобритании не нашли поддержки со стороны других западных держав, чему способствовала активная деятельность корейских представителей, которые обратились с просьбой осудить агрессию Лондона. Да и сама Великобритания в итоге посчитала, что она получила гарантии, что Россия не имеет планов захватывать Корею. База на Комундо была закрыта 23 месяца спустя – 28 февраля 1887 года.

Надо отметить, что этот инцидент был достаточно характерным для этого небольшого архипелага. Комундо во многом стал жертвой своего удобного стратегического расположения, что и предопределило его неспокойную историю. Архипелаг расположен в океане, но не так далеко от материка, имея при этом удобные для захода кораблей бухты. Кроме того, через него пролегал морской путь из китайского Шанхая в Японию. На архипелаге всегда были деревья, давно жили люди, то есть было все для создания какой-либо державой своей морской базы, что в итоге и произошло.

Насколько известно, иностранцы были частыми – хотя далеко не всегда желанными – гостями на Комундо. Помимо англичан там бывали американцы. В апреле 1854 года и августе 1857 года на остров заходили российские корабли под командованием Путятина. Российские моряки провели исследование острова, было сделано заключение о пригодности создании на острове угольного порта. Как гласят хроники, российские моряки с местными жителями ладили – во время своего нахождения на Комундо (оно продлилось всего лишь несколько дней) они угощали аборигенов спиртным, табаком, сумев взамен пополнить свои запасы воды и продовольствия. Вместе с тем предложения наладить стабильные торговые отношения корейским правительством тогда были отклонены – Страна утренней свежести (таково поэтическое название Кореи) проводила политику самоизоляции.

Ради справедливости следует отметить, что и англичане несмотря на свое самоуправство с созданием базы вели себя, судя по имеющимся свидетельствам, весьма пристойно. База была создана на острове Кодо, где тогда не жили люди. Все работы согласовывались с местным руководством, за привлечение рабочей силы и использование земли выплачивали неплохую компенсацию. Велась англичанами и, как говорят сейчас, «благотворительная и культурно-просветительская работа». Сохранились свидетельства, что английские врачи лечили местных жителей. В итоге, хотя центральное правительство конечно же было недовольно самоуправством англичан, но сами местные жители особо не возмущались – беспредела не творилось, а наоборот – появился дополнительный источник заработка.

Более-менее пристойное поведение западных держав несколько контрастировало с японцами, которые, пожалуй, чаще всего досаждали жителям архипелага. Японские пираты часто наведывались с опустошительными набегами на Комундо. Кстати, через несколько лет после ухода Великобритании с острова на ней создали свои наблюдательные посты японцы. А затем уже с 1910 года последовала оккупация Японией всего Корейского полуострова.


Достопримечательности Комундо

Несмотря на свою известность в связи с громким историческим событием архипелаг, который сейчас играет роль одного из центров морского хозяйства Кореи, весьма интересен и сам по себе. Начнем с острова Кодо.

Остров Кодо. Это самый малый из трех крупных островов архипелага и заселен он был позже, чем Содо и Тондо. Да и привлек он внимание не столько корейцев, сколько иностранцев. Но база Великобритании была именно на Кодо, и с тех пор именно он стал центром всего архипелага Комундо. Пришедшие впоследствии японцы также обосновались на Кодо. В конце концов получилось так, что на Кодо оказались собранными, в том числе и сейчас, все наиболее важные учреждения архипелага: местная администрация, отделение банка, дом культуры, главный пассажирский и рыбный порт и так далее. Так что сейчас Кодо – это, если можно так сказать, и Манхэттен, и Уолл-Стрит, то есть деловой центр всего Комундо. А Содо и Тондо – это, говоря языком жителей мегаполиса, скорее «зоны отдыха» и «жилые пригороды».

Вместе с тем, главная достопримечательность острова Кодо связана все же с его громким «инцидентом на Комундо». Это сохранившееся со времен нахождения на нем иностранной военно-морской базы кладбище английских военных моряков. Находится оно примерно в километре от порта, но дойти до него нетрудно – есть указатели, да и всякий местный житель, как только видел лицо белого иностранца, сразу же махал в сторону могил. Видимо уже привыкли к тому, что зарубежные гости сразу же ищут эти могилы. Согласно отчетам делегации корейского правительства, которая посетила остров сразу после ухода англичан в 1887 году, на Кодо было обнаружено кладбище, где было 9 могил. Это английские матросы, которые погибли в результате взрыва боеприпасов на корабле и прочих инцидентов. Сейчас сохранилось лишь три могилы. Их, говорят, периодически посещают представители посольства Великобритании в Южной Корее, чтобы отдать дань памяти соотечественникам. Вопрос о возвращении останков на родину, однако, почему-то не поднимается.

Остров Содо. Вернитесь к порту, пройдите через большой мост и вы окажетесь на главном острове архипелага – Содо (в переводе «западный остров»). С моста открывается прекрасный вид на внутреннюю бухту архипелага и окружающие острова. Отсюда же виден и главный пляж Комундо – Тэсимхо. Собственно именно он и привлекает летом в сезон отпусков многочисленных туристов. Он достаточно большой, вода в нем чистая, красивого лазурного цвета. Там достаточно мелко, что особенно радует родителей, которые приезжают сюда отдохнуть с детьми – гарантия, что ребенок может плескаться без особой опасности утонуть.

Если пройти еще дальше на юг, то асфальтированная дорога закончится, тропинка пройдет по каменной косе, которая во время штормов полностью заливается водой, и вы в конце концов выйдете к главному маяку Комундо. Возможно, что маяк Комундо наравне с кладбищем англичан является главной исторической достопримечательностью архипелага. Комплекс зданий маяка состоит из пары жилых зданий, служебных помещений, обзорного павильона и двух маяков – старого и нового. Известность этому месту обеспечивает конечно же старый маяк.

Старый маяк был первым маяком современного типа, появившимся на южном побережье Корейского полуострова. Построен он был 12 апреля 1905 года и работал ровно столетие – до 31 декабря 2005 года. Откровенно говоря, мог бы спокойно работать и дальше, но решили построить более современный. Старый же, учитывая его большое историческое значение, сохранили, сделав возле него небольшой памятный уголок со старой стелой и колоколом, которые сохранились с начала прошлого века. Новый маяк выглядит весьма современно, он гораздо выше своего предшественника и на самом верху сделана большая застекленная обзорная площадка. Новый маяк постоянно работает, его свет ночью виден с расстояния в 42 км.

Рядом с маяками на краю скалы есть еще одна, но уже открытая обзорная площадка, выполненная в виде многоугольного павильона. Вид оттуда открывается просто замечательный – как на окружающий бескрайний океан, так и разбросанные неподалеку небольшие островки и прибрежные скалы. Однако, если смотреть на маяк со стороны моря, то вид еще больше впечатляет. Прямо под маяком в скалах, как выяснилось, есть большая дыра. Получились своеобразные морские ворота. Вид, надо признать, из разряда «как на открытке». Но с берега этого не видно, а надо подъезжать и смотреть на лодке или на прогулочном катере.

Как оказалось, летом в разгар туристического сезона в одном из жилых зданий комплекса маяка может бесплатно переночевать. Есть комнаты, предусмотренные специально для приезжих, надо только заранее зарезервировать место по Интернету, так как от желающих, как правило, отбоя нет.

Маяк обслуживают три постоянных сотрудника, которые показали себя гостеприимными хозяевами. Правда, попытка сделать комплимент в стиле: «В каком красиво месте Вам повезло работать!» вызвала лишь ироническую усмешку – привыкли. А летом из-за туристов так шумно и людно, что ни о какой красоте думать не успеваешь. Но в остальные времена года, когда поток туристов резко снижается, здесь действительно хорошо.

После маяка за остальными достопримечательностями Содо надо идти на противоположный – северный - край острова. Но это не так далеко – менее десятка километров. Можно идти по асфальтированной дороге, а можно, если вы любитель туристических прогулок, выбрать более живописную тропинку, которая идет по местным невысоким горам. Второй вариант более живописен и красив, так как позволяет насладиться то видом на внутреннюю бухту Комундо, то морскими пейзажами открытого океана, но требует больше времени и сил.

Забавно, но основные достопримечательности северного края такие же, как и на юге – один маяк (Ноксан) и один пляж (Игымпхо). Правда, и пляж менее удобный и поменьше, и маяк не такой красивый и впечатляющий по сравнению с тем, о котором речь шла выше. Но все равно и оттуда открывается замечательный вид на море, да и пейзажи несколько отличаются от южной оконечности Содо и имеют свое очарование.

Кстати, как выяснилось, архипелаг Комундо известен своими одичавшими кошками. Этих животных не так часто можно встретить в Корее, так как корейцы их не очень любят. Но вот на Комундо их хватает. Особенно это заметно, если идти по дороге после наступления сумерек. Из одних придорожных кустов в другие постоянно перебегают эти животные, а вот на попавшейся по пути свалке их оказалось не менее пары десяток. Как рассказал местный житель, в свое время, достаточно давно, на Комундо водилось много крыс. Для их уничтожения завезли кошек, которые быстро справились «с поставленной задачей», а затем стали активно размножаться и теперь на острове их уже слишком много.

Остров Тондо архипелага менее интересен. Там есть один небольшой буддийский храм, аналогичная Содо горная тропа и асфальтированная дорога. Туристы туда ездят редко, да и местных жителей там поменьше.




Архипелаг Пэкто – симфония в камне

Ну а теперь пора перейти к архипелагу Пэкто, который очень сильно отличается от Комундо. Расположен Пэкто в 28 км от Комундо. Откровенно говоря, несмотря на громкий исторический инцидент, более 70 % приезжающих на Комундо туристов едут в эту часть Южной Кореи в первую очередь из-за Пэкто. Может быть летом ситуация несколько меняется, так как народ устремляется на пляжи, но в целом Пэкто – более интересное для туристов место. Даже расписание движения судов с материка сделано таким образом, чтобы тургруппы, приехав на Комундо, тут же бы, пересев на небольшой прогулочный катер, отправились к Пэкто. Стандартная дневная экскурсия предусматривает двухчасовую прогулку на катере до Пэкто и обратно, потом обед на Комундо с осмотром маяка и пляжа, и вечером того же дня обратно на материк.

Причина привлекательности именно Пэкто достаточно проста. Этот архипелаг фантастически красив. Он совершенно заслуженно имеет статус «Национальной природной достопримечательности Республики Корея» и является центром Национального морского парка. На рекламных проспектах близлежащих портовых городов материка вы обязательно найдете фотографии Пэкто. Этот архипелаг состоит из 39 необитаемых островов, которые разбиты на две группы – Сан-Пэкто (Верхнее Пэкто) и Ха-Пэкто (Нижнее Пэкто).

Хотя очертания Пэкто видны даже с обзорной площадки у маяка Комундо, но все равно эти скалы появляются перед приезжающими сюда туристами достаточно внезапно. Создается такое впечатление, что из моря неожиданно вырастает сказочный потрясающе красивый дворец. Красота этих мест такова, что приехавшие сюда впервые туристы используют лишь восклицания и междометия, а любители фотосъемки щелкают своими аппаратами со скоростью пулемета, практически не отрываясь от объектива.

Пэкто – необитаемый архипелаг. Более того, высадка на скалы обычным людям запрещена и бывают там лишь инженеры, которые раз в несколько месяцев осматривают состояние единственного на Пэкто автоматического маяка, орнитологи да и некоторые фотографы-счастливчики, которые тем или иным способом получают заветное разрешение на посещение скал. Дело в том, что Пэкто является заповедной зоной, где гнездятся более сорока видов редких птиц. Наверное и правильно, что людей не пускают на сами скалы. Иначе островам архипелага Пэкто было бы нелегко сохранить свою первозданную красоту, которая радует глаз сейчас, а уж главным жителям этих мест – редким птицам – пришлось бы искать себе новый дом. Острова же архипелага со стороны видны даже лучше, так что никто не остается обделенным.

Пока прогулочный катер кружит вокруг островов архипелага, одни и те же скалы словно в калейдоскопе меняют свои формы и очертания в зависимости от того, под каким углом и с какой стороны вы на них смотрите. Только что вам виделась сказочная башня, как вдруг она превращается в огромный парус, две стоящие по отдельности скалы сливаются в одну и начинают очень сильно напоминать здание МГУ, казавшаяся египетской пирамидой скала при приближении трансформируется в огромную субмарину, выплывшую на морскую поверхность и т.д. У многих скал есть названия, причем у некоторых их несколько. Как водится, все это сопровождается бесчисленными легендами о несчастной любви, когда любившие друг друга юноша и девушка превратились в камни, но не дали себя разлучить, про упавшую в воду птицу, про выпрыгнувшую из моря гигантскую рыбину, которая волей богов стала скалой и т.д.

Простор для фантазии необычайный, наверно именно поэтому туристы не устают восторгаться Пэкто, так как он всегда видится по-разному, но при этом неизменно не разочаровывает. То здесь, то там на отдельных камнях можно увидеть хозяев этих мест – диких птиц, которые благодаря заповедному статусу Пэкто чувствует себя очень вольготно и спокойно.

Когда же сказочные скалы Пэкто исчезают за кормой прогулочного катера, то туристы еще очень долго остаются под глубоким впечатлением от увиденного, хвастаясь друг перед другом отснятыми кадрами.

В общем, поездка на Комундо и Пэкто останется в памяти любого посетившего Корею человека скорее всего навсегда, тем более, что оба архипелага несомненно имеют такие достопримечательности, которые вряд ли вы увидите в других местах.