Музей транспорта в окрестностях Сеула

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Репортаж из мира красивых автомобилей

Транспортный музей «Самсунга»: место, где интересно всем – мужчинам, женщинам и детям


Олег Кирьянов, Ёнин-Сеул-Москва


На мой субъективный взгляд, в Корее не хватает по-настоящему хороших музеев. Причины на это могут быть разные, но, посетив большинство рекламируемых дворцов, второй раз туда идешь уже не по своей воле, а чтобы показать приезжим друзьям. Как-то по сравнению с нашим Эрмитажем, Русским музеем, Третьяковской галереей и рядом других корейские аналоги немножко блекнут. Но это корейцы с успехом наверстали современными музеями. Есть у них ряд весьма занимательных музеев, причем с самыми неожиданными экспозициями, куда через некоторое время «тянет» опять.


Вместо рекламы

Среди таких запомнившихся интересных музеев особое место занимает Транспортный музей «Самсунга». Пугаться такого весьма холодного названия не следует. Мне тоже поначалу подумалось, что поездка туда выльется в «увлекательное» путешествие-обзор процесса превращения одних видов шестеренок и колес в другие. Оказалось все гораздо интереснее.

Этот музей по праву можно назвать автомобильным. Подавляющую часть представленных экспонатов представляют собой автомашины – от шикарных и спортивных до массовых.

Теперь пару слов дамам. Тоже не спешите фыркать и говорить мужьям, мол, меня это не интересует. Даже если вы искренне уверены, что зеркало заднего обзора предназначено для того, чтобы, глядя в него, красить губы, и не снисходите до различения педали тормоза от газа, все равно, поверьте, вам в музее тоже понравится. В конце концов там много тех самых спортивных и шикарных машин прошлого, которые мы сейчас видим только в старых фильмах и которые действительно выглядели как самый настоящий «эксклюзив». В общем, поверьте, уважаемые дамы, вы на сто процентов найдете там пару десятков автомобилей, возле которых вам захочется обязательно сфотографироваться или, ткнув в бок застывшего возле очередного шикарного спортивного болида мужа, потребовать полушутя: «Купи и мне на 8 марта такую же».

Отмечу, что не будет скучно в музее и детям. Хотя там вряд ли дадут посидеть за рулем реального экспоната (хотя бывают исключения), но всяких приборов и устройств, предназначенных для того, чтобы их крутили, вертели, дергали и нажимали – предостаточно. Так что детям будет нескучно. Немаловажное достоинство – музей расположен совсем рядом с парком развлечений Everland в Ёнине. Так что можно убить одним выстрелом двух зайцев…

Про мужчин я вообще молчу, настоящего «джигита» оттуда будет палкой не выгнать. Как мне сказал в свое время друг из Дагестана: «У мужчины в жизни должны быть минимум три страсти – женщины, оружие и машины». Короче, говоря, посмотреть там есть на что, и скучно не будет никому. Туда можно ходить как всей семьей, не боясь, что кто-то будет скучать, позевывая, так и одному.

Кстати, еще одно немаловажное достоинство музея: он несет очень серьезную образовательную нагрузку. Помимо регулярно проводимых для детей лекций и практических занятий, в самих экспозициях очень доступно, наглядно и крайне ненавязчиво объясняется, как работают те или иные узлы машины, как менялись со временем, допустим, тормоза, общий вид автомобилей и прочее. Даже хорошо разбирающиеся в машинах специалисты найдут для себя что-нибудь новое и интересное, а остальным – просто становится понятно, почему, допустим, машина поворачивает так, а не иначе. Не особо интересует? Пропустите эти стенды, а если все же посмотрите, то узнаете много занятного. Кроме того на установленных там тренажерах, вы сами сможете понажимать на педали, подергать рычаг коробки передач, покрутить руль и т.д. – тут же увидите, как происходит взаимодействие узлов внутри «железного коня». Опять же, неинтересно самим вам – оставьте эту забаву детям – их, как было видно в ходе посещения музея, от этих тренажеров просто не отогнать, а восторгов просто куча.


Ну а теперь несколько слов поподробнее о структуре музея. Начал он свою работу относительно недавно – в апреле 1998 года. Как можно догадаться из названия, построен и находится под управлением концерна «Самсунг». Подавляющее число экспонатов, повторимся еще раз, представляют собой автомобили, но есть и ряд других средств передвижения – несколько паровозов и пара малых самолетов на внешней площадке, что-то касающееся морского флота (чисто символически), да и неплохой отдел, посвященный мотоциклам.

Структурно музей разделен на четыре части: внешняя выставочная площадка, экспозиция в полукруглом лобби музея, где представлены вперемешку некоторые спортивные и представительские машины, главный зал, разделенный на пять секций (спортивные машины, представительские, массовая продукция, история корейского автопрома и мотоциклы) и выставка на втором этаже, посвященная истории автогонок. Как мне сказал один из администраторов музея, они периодически несколько меняют экспозиции, выставляя из запасников одни и загоняя в гаражи «на временный отдых» другие, который уже слишком долго отстояли. Так что может общий порядок при Вашем посещении будет иной, но в целом изменения происходят не слишком большие.


Внешняя площадка: экспозиция под музыку Моцарта

Зарулив на парковку перед музеем (оплата билетов, кстати, производится при заезде на стоянку – в стоимость билета включена и парковка), перед вами предстанет весьма симпатичное здание в современном стиле. Это и есть музей. Не спешите в него забегать с требованиями «дать порулить», а потратьте несколько минут на осмотр площадки перед музеем. Там будут уже упомянутые пара самолетов, паровозы и необычная композиция из 32 старых машин, выкрашенных в серебряную краску. Это подарок известного корейского художника Пэк На Чжуна, получившего всемирное признание за свои произведения. Вот это как раз и одно из них. Представленные автомобили сгруппированы особым образом – где-то в круг, где-то «косяком», где-то одна за другой. При этом, как говорит поясняющая надпись, «рассматривать эту композицию надо, слушая тихую музыку «Реквиема» Моцарта». Не правда ли, весьма интригующее начало для транспортного музея… <Фото 01>


Экспозиция в лобби: всего понемногу

Зайдя в само здание, сразу по центру увидите парящий в воздухе и разобранный до самых мельчайших частей двигатель. Право, становится как-то не по себе, когда осознаешь, как запутанно и достаточно сложно «сердце» машины. <Фото 05>

В экспозиции помимо этого много любопытных автомобилей. Остановимся на некоторых из них.

<Фото 02> Первые два экспоната справа представляют самые истоки нашей автомобильной цивилизации. Сначала идет копия первого в мире автомобиля с бензиновым двигателем. Модель называется Benz Patent Motor Car. Этот дедушка современных шедевров автомобильной промышленности имел весьма скромные характеристики: одноцилиндровый двигатель объемов 954 кубических сантиметра и развивал скорость всего лишь 16 км/ч. Говорят, что сначала люди весьма скептически отнеслись к появлению автомобиля. Тогда его создатель, дабы убедить в полезности изобретения, съездил с женой и двумя детьми в гости к родственникам, которые жили в 100 км от них. Это заставило публику уже уважительно относится к «стальному коню».

Справа стоит другой старичок: Curved Dash фирмы Oldsmobile, США. Выпускался в период с 1901 по 1907 гг. Был весьма популярным в свое время. Его существенным преимуществом по сравнению с другими моделями было, что его водителю не надо было вставать со своего места и крутить ручку зажигания, расположенную у радиатора. Здесь все было расположено рядом с сидением водителя.

Особое внимание следует обратить на одну из американских легенд – Buick 24-6-25 <Фото 03>. Произведен в 1924 году (номер модели расшифровывается достаточно просто: 24 – год производства 1924 г., 6 – число цилиндров в двигателя, 45 – номер модели кузова). Данная модель была весьма популярна у зажиточных людей в Европе и США, славилась своим качеством и надежностью.

Занимательна корейская модель Kallista фирмы Ssangyong <Фото 04>. Название модели в переводе с греческого означает «маленькая и красивая». Несмотря на свой достаточно классический вид, она производилась сравнительно недавно – в 1992-1994 гг. Правда, специалистов это не вводит в заблуждение. Просто корейская компания взяла за образец кузов модели SS 100 прославленной фирмы Jaguar и оснастила автомобиль современной «начинкой». Машина при объеме двигателя в 2993 «кубика» развивала скорость до 208 км/ч. Следует, правда, сказать, что машина не оправдала своих ожиданий. Маркетологи рассчитывали, что они смогут продавать ежегодно в Южной Корее 100 и за рубежом 200 экземпляров. Однако, хотя коллекционеры и были от нее в восторге, но продано в общей сложности было лишь 78 образцов, что и предопределило ее снятие с производства в 1994 году.


Экспозиции главного зала

По дороге в главный зал, в небольшом коридоре обычно выставляют какую-нибудь эффектную машину, являющуюся одним из наиболее ценных экспонатов, поэтому обратите внимание на это место. При моем посещении там был красавец Мерседес красного цвета – Mercedes-Benz SS 300 SL Roadster, 1957 года выпуска.

Недалеко есть и разного рода симуляторы и тренажеры. В частности, стоит там и разрезанная вдоль машины, где показана вся ее электропроводка. А на пульте посетителям выведена вся панель управления – от включения поворотников и аварийного сигнала до стеклоочистителей и стеклоподъемников. Весьма познавательно, к тому же можно нажимать на все кнопки, покрутить руль и наблюдать при этом в подробностях, как работают те или иные системы автомобиля. <Фото 06>.

Также можно увидеть и небольшой плакат, на котором изображено, как менялся общий вид автомобилей со временем (<Фото 07>).

Но перейдем наконец в самый главный зал. Напомню, что он состоит из секций спортивных, представительских, массовых, корейских машин и небольшого, но весьма любопытного раздела мотоциклов.


Спортивные модели: скорость, красота и изящество

Эта секция конечно не оставит равнодушным никого. <Фото 08> Глядя на выстроившихся в ряд и слепящих блеском хрома и стекла настоящих шедевров автомобильной промышленности, сразу же хочется прокатиться или хотя бы посидеть в одном из них.

Для примера возьмем одного из представителей итальянских спортивных автомобилей – Maserati Ghbli SS Spider 4.9 <Фото 09>. Развивал скорость до 280 км/ч, имея соответствующую для этого мощность в 335 лошадиных сил и объем двигателя в 4,9 л (отсюда и 4.9 в названии модели). При этом для спортивных машин был не очень проворным, заставляя мучаться и зевать от скуки водителя «целых» 6,6 секунды, пока наберет скорость в 100 км/ч. Несмотря на похвальные отзывы, полученные моделью на автошоу, выпущено было всего лишь 125 экземпляров.

Автомобили «Порше» стали одним из синонимов спортивных машин. В музее есть одна из первых моделей – Porsche 356A Speedster <Фото 10>. Интересно, что создатель этой модели – Пери Порше, приходится сыном Фердинанду Порше, который создал известный на всех континентах Фольксваген Битл (о нем несколько позже). Находящаяся в этот музее модель «Порше» выпускалась с 1956 по 1959 гг. А вообще модель 356 различных модификаций производилась с 1948 по 1966 гг. и была весьма успешной. Всего было продано 76 302 экземпляра.


Представительские автомобили – символ богатства и власти

А теперь перейдем к соседям «спортсменов» - представительским автомобилям – любимцам королей, министров, звезд шоу бизнеса и просто богатых людей <Фото 11>.

Вряд ли удастся пройти мимо одной из наиболее красивых и шикарных машин 1930-хх гг. – американский Cadillac V12 <Фото 12>. Имел 12-цилиндровый двигатель объемом более 6 литров. Именно эту модель называли «городским кабриолетом» или «седанка» за ее отличительную черту – снять можно было лишь крышу над задними сиденьями. Места водителя и переднего пассажира оставались всегда закрытыми крышей. Несмотря на свою популярность и весьма хорошие показатели это модель пала жертвой великой экономической депрессии 1930-хх гг. и была снята с производства в 1937 году.

На экспозиции представлена и гордость английских производителей – Rolls-Royce Phantom VI, 1969 года <Фото 13>. Имел двигатель мощностью 200 л.с., объемом более 6 литров и развивал скорость до 166 км/ч. Являлся символом роскоши, надежности. Среди владельцев этой модели были в том числе короли, принцы, президенты. Славился крайне тихим двигателем. Как любили говорить обладатели этого шедевра: «На скорости 100 км/ч Вы будете слышать, как тикают Ваши часы». Отсюда и название модели – «phantom», что в переводе означает «призрак». Внутри был очень просторным, обладал всеми возможными опциями, включая возможность регулирования кондиционером для каждого пассажира в отдельности. Все эти достоинства и предопределили тот факт, что клиенты – из числа самых богатых людей - находились очень долгое время: первая модель появилась в 1966 году, тогда как последняя уже в 1991 г.

Далее попадается более ранний представитель знаменитого семейства Rolls-Royce, модель Silver Ghost <Фото 14>. Выпускался в 1907 – 1925 гг., развивал скорость до 80 км/ч. Помимо традиционной тишины двигателя эта модель обладала очень мягкой подвеской.

Есть и очень любопытная модель - машина высших руководителей китайской компартии – Honggi CA770 Limousine <Фото 15>. Прототипом является немецкий Mercedes-Benz K 770, на котором ездил Адольф Гитлер. Несколько укороченный вариант этой китайской модели выпускался с 1966 по 1991 гг., однако имел большие проблемы с двигателем. В 1994 году была выпущена представленная в музее удлиненная версия. Планировалось, что на ней китайский лидер Дэн Сяо Пин в 45-ю годовщину основания Китайской Народной Республики будет ездить на площади в Пекине, принимая рапорты о готовности к параду от военачальников. Однако не учли скромный рост китайского лидера. В итоге оказалось, что Дэн будет выглядеть слишком маленьким через открытый люк автомобиля, поэтому от использования этой модели отказались.

Завершая рассказ о представительских автомобилях, скажем, что в этом музее имеется и наша отечественная «Чайка» ГАЗ М-13, 1968 года выпуска, которую тоже иногда выставляют на обозрение.


Массовые автомобили: эпоха доступных автомобилей

Неплохая экспозиция довольно любопытных машин представлена в музее в секции автомобилей, которые были предназначены для массовых покупателей <Фото 16>.

Открывает секцию по праву легендарный «Форд», с которого и началась история доступных среднему классу автомобилей. На экспозиции представлена модель Т, развивавшая скорость до 68 км/ч <Фото 17>. За ее вклад в популяризацию автомобилей во всем мире ей дали неофициальный титул «автомобиля ХХ века». Именно с этой модели начались огромные перемены во многих аспектах нашей жизни. Форд-Т показала, что автомобиль уже «не роскошь, а средство передвижения», доступное не только министрам, миллионерам и королям, а также обычным не самым богатым гражданам среднего класса. Эта модель до сих пор удерживает второе место по количеству проданных экземпляров – более 15 миллионов штук.

Нельзя обойти вниманием самую успешную машину всех времен и народов, если судить по количеству проданных экземпляров. Всего было продано более 21 миллиона (если быть точным 21 529 464) модели «старого доброго Фольксвагена-жука» Volkswagen Beetle <Фото 18>. В это трудно поверить, но, начав производить сразу после войны в 1945 году, ее окончательно сняли с производства относительно недавно – в 2003 году (в Германии снята с производства в 1978 году, последняя модель сошла с конвейера завода в Мексике). Была популярна за свою надежность, простоту в обращении и доступную цену. Ее создателем был Фердинанд Порше. Если помните, мы говорили, что его сын является создателем знаменитых спортивных моделей «Порше».

Вообще, к созданию «Фольксвагенов» прямое отношение имеет Адольф Гитлер. Именно он потребовал от своих подчиненных машину, доступную «простой немецкой семье». Это и нашло отражение в названии фирмы – «народный автомобиль». Возвращаясь к «жуку», отметим, что он стал своеобразным символом определенного стиля жизни, во многих странах есть клубы владельцев этой модели.

В музее есть машина, мимо которой просто так пройти невозможно. Если бы существовал приз за оригинальность, то ее получила бы именно эта модель. Кстати не что-нибудь, а BMW модели Isetta 300 <Фото 19>. Не правда ли, не так уж много общего со ставшими в России символом успеха и богатства шикарными и огромными «бэхами». Говорят, что в показанную на фото модель, если влюбляются, то на всю жизнь. За это говорят очень приличные показатели продаж – более 126 тысяч штук. Самой большой оригинальностью этой модели является входная дверь, расположенная спереди. С обратной стороны двери – руль. Общий вес малютки действительно для автомобиля игрушечный – всего лишь 360 кг.


Корейские автомобили: с чего все начиналось

Далее идет секция, в которой были представлены те модели, с которых начинали сейчас уже известные по всему миру автомобильные гиганты «Хендэ», «Киа», «Дэу» и т.д. <Фото 20>


Второй этаж: экспозиция гоночных автомобилей

На втором этаже размещена экспозиция, посвященная автогонкам. Там очень много интересного – от самих автомобилей до всех остальных деталей, сопровождающих этот увлекательный мир скорости, риска и эмоций.

Есть и так называемая «детская» гоночная машина <Фото 21>. Производства итальянской фирмы Maserati модель 250F. Несмотря на то, что действительно предназначалась для детей, могла разгоняться до скорости свыше 200 км/ч.

Неподалеку можно увидеть и то, как выглядела в недалеком прошлом обычная автомастерская <Фото auto22>.


Ну вот, пожалуй, и все. Можно, правда, сказать, что за кадром этого описания остались неплохой демонстрационный зал-кинотеатр музея, тренажер, посидев в котором можно почувствовать, какие ощущения возникают в гоночном автомобиле и еще много других занятных вещей. Поэтому просто советую приехать и посмотреть самим, лучше всей семьей, не пожалеете. На всякий случай: «домашняя страничка» музея (в том числе и на английском языке) в Интернете: www.stm.or.kr. Как я говорил, расположен он совсем рядом с парком развлечений Everland в Ёнине.